Уникальность
Анна Матвеева о проекте «Уникальность»
ЧТО Я ХОТЕЛА СКАЗАТЬ
Со временем, каждый из нас проживает определенные периоды - так называемые кризисы, новые этапы. Возможно, к этому можно быть готовым, но я в 30 лет была застигнута врасплох. Та легкость и свобода, постепенно стали сменяться ответственностью и мыслями о дальнейшей жизни, где окружающие тебя уже воспринимают, как взрослого, к чему-то стремящегося или уже добившегося целей человека, и ты сама чувствуешь дискомфорт и неудовлетворенность от собственной несостоятельности или просто от того, что не складывается так как хотелось бы. Одновременно все мое существо - внутренний мир, желания, работа стали требовать развития и достижения поставленных ранее целей. А тело и лицо теперь начали нуждаться в большем уходе. Меня настигла паника от нереализованности и внешнего постепенного увядания. Мне нужен был какой-то собственный, внутренний прорыв.
Я оглянулась на подруг и знакомых женщин своего возраста и старше. Я увидела, что все это происходит не только со мной, что это естественный путь. Глядя на них, я увидела, что жизнь идёт, и не торопится никуда. Все развиваются, реализуются, работают, создают семьи, я увидела, что все они прекрасны, со своими достоинствами и своей индивидуальностью. Это заставило меня посмотреть на себя по-другому, отпустить себя. Я захотела это снять. Для меня открылись двери в осознание себя через других женщин. Они стали для меня примером. Эта открытость и честность, преодоление страха перед камерой, передо мной и перед самими собой, и в то же время - мой страх перед ними обнаженными и доверяющими мне, заставили взглянуть на жизнь по-другому. Я приняла, что я женщина, а не подросток. Что для реализации мне просто необходимо взять камеру и снимать, а иметь «неидеальную» фигуру или несколько морщинок – это нормально и совсем не страшно. Мысли о диетах и старости тоже куда-то испарились. Мои комплексы стали исчезать. И все это я почувствовала, глядя на фотографии моих моделей.
ЧТО Я СДЕЛАЛА
Женский взгляд на преодоление естественных комплексов и страхов, которые появляются на протяжении жизни в разные периоды через съемку обнаженных женщин разного возраста после 30-ти лет. Все модели намеренно показаны без лица, здесь каждая может разглядеть себя через другой снимок. Для усиления этого эффекта и передачи прямого смысла, я печатаю свои работы на позитивной прозрачной пленке, что позволяет полностью рассмотреть и глубже погрузиться в сами работы. А так же это дает дает большие возможности игры со светом и в представлении работ.
Для съемок я использовала камеру Nikon F100 узкого формата, камеру Bronika и Hasselblad среднего формата, естественный свет, возможный интерьер, и огромное желание сделать это. Все фотографии сняты на черно-белую пленку Ilford 35mm и 120mm.
Критическое эссе. Юлия Спиридонова
„Проект Анны Матвеевой «Уникальность» посвящен женскому телу. Художник преподносит всем известный феномен через новый ракурс и необычную модель восприятия. Интимность обнаженных тел как психологическая категория превалирует на снимках над вроде как ожидаемым сексуальным подтекстом. На фотографиях Анны через бренную плоть просвечивает трансцендентальный опыт человеческого.
Автор искусно умудряется пройти сквозь клише и шаблоны, в рамках которых мы привыкли воспринимать женское тело сегодня. «Гуманистический» взгляд она предлагает как альтернативу потребительскому. И это, надо сказать, представляет собой своего рода радикализм в нынешнем политическом и культурном контексте. Это чистая красота, женские тела на ее снимках напоминают античные статуи, живопись эпохи барокко или даже героинь фильмов французской «новой волны». Героини проекта лишь чуточку выходят за рамки современных стандартов красоты, излишне клишированных и нездоровых. Но все равно это позволяет им выглядеть в глазах современного зрителя очень хрупко. В конечном итоге, тело каждого человека уникально — и вся эта палитра изгибов и цветов на разных снимках переключат зрителя с внешней оценки на внутренний диалог, на невидимые и неосязаемые составляющие личности.
Изучение женского тела — одного из наиболее популярных в искусстве объектов — через призму гуманизма становится вызовом современности. Бум феминистского искусства, радикализовавшего проблему женского тела как объекта сексуального внимания, длится уже несколько десятилетий: вначале он случился на Западе, теперь дошел и до России. Но на его фоне тихие и спокойные фотопортреты Матвеевой выглядят как протест. Она акцентируется не на сексуальном фетише, не на политике, что было бы для нас просто и понятно, но на тонком, едва осязаемом внутреннем мире женщины. На том, как она принимает или не принимает себя, на ее уверенности в себе, осознанности действий и на внутреннем спокойствии “.